МышО корсиканский писал(а):
Да что-то от РР нет никого
Ну почему же нет. Я работала над этим, пока вы тут переводы выуживали.
Это, так сказать, для затравки. Вне конкурса, ибо слишком просто.
гр. Nautilus Pompilius
Как падший ангелМузыка: Вячеслав Бутусов, Слова: Илья Кормильцев, поёт: Вячеслав Бутусов
Альбом "Наугад". Записана в 1990 г., издана в составе альбома в 1994.
Цитата:
Мне снятся собаки, мне снятся звери.
Мне снится, что твари с глазами, как лампы
Вцепились мне в крылья у самого неба,
И я рухнул нелепо,
Как падший ангел.
Я не помню паденья, я помню только
Глухой удар о холодные камни.
Неужели я мог залететь так высоко
И упасть так жестоко,
Как падший ангел
Прямо вниз,
Туда, откуда мы вышли
В надежде на новую жизнь.
Прямо вниз,
Туда, откуда мы жадно смотрели
На синюю высь.
Я пытался быть справедливым и добрым,
И мне не казалось ни страшным, ни странным,
Что внизу на земле собираются толпы
Пришедших смотреть как падает ангел.
И в открытые рты наметает ветром
То ли белый снег, то ли сладкую манну,
То ли просто перья, летящие следом
За сорвавшимся вниз, словно падший ангел…
Прямо вниз,
Туда, откуда мы вышли
В надежде на новую жизнь.
Прямо вниз.
Туда, откуда мы жадно смотрели
На синюю высь.
1. Тема стихотворения – философская.
2. Сюжет.
Повествование ведётся от лица некоего человека. Как и многие люди, он мечтал о том, чтобы забраться высоко, так высоко, где летают только ангелы или небожители, стать таким же ангелом. Здесь метафора – ангел: в переносном смысле, человек на вершине карьеры, славы, «звезда», король. «Небо» же в данном случае представляется, как та высокая и недоступная всем цель, место, профессия, до которой человек стремился добраться: карьерная лестница, слава, признание и почёт:
«…откуда мы вышли
В надежде на новую жизнь.»
Таким образом, как и все люди(ибо в припеве употребляется именно "мы", а не "я"), этот человек мечтал о «новой жизни», вершинах славы, высокой карьере, более высоком статусе и материальном положении, где всё возможно и всё доступно, и он всем владеет, и всё в его руках. Однако, согласно пословице «чем выше залетишь, тем больнее будет падать», им обуревает страх падения. Забравшись высоко, как он и мечтал, и имея слишком много, он увидел сон, как он сорвался с этой высоты вниз, будто падший ангел(метафора). Сон этот олицетворяет собой страх упасть в реальности, сорваться с занятого места обратно в начало пути.
Далее олицетворение: «собаки, звери, твари с глазами, как лампы» - некие завидующие ему враги, которые сбросили его с его пьедестала. То есть, за людей их считать нельзя, это алчные животные, готовые загрызть кого угодно для достижения своей цели.
Метафора «вцепились мне в крылья у самого неба» - у самой желанной точки карьерной лестницы (например) эти самые враги отобрали у него то средство, с помощью которого он и поднимался на вершину. В данном случае это средство здесь сравнивается с крыльями. «Я не помню паденья» - всё это произошло очень внезапно, когда он меньше всего ожидал, но «удар о холодные камни», то есть, возвращение на землю, отрезвление, он помнил, то есть, он был ощутим. Камни именно холодные, так как холод здесь как олицетворение жестокости и безжалостности судьбы и окружения людей к этому человеку.
Сравнение «как падший ангел» в песне повторяется постоянно. Как известно из Библии, падший ангел – Люцифер, был низвергнут Богом в ад за излишнюю гордыню и неповиновение Богу, а также в наказание обезображен.
Наш герой всё ещё верит в людей: падая вниз, он видит толпы, собравшихся посмотреть на его падение, и ему это не кажется «ни страшным, ни странным». Хотя на самом деле народ просто жаждет зрелища. Им нет никакого дела до героя песни, они собрались просто поглазеть на его падение и позор, в то же время, лелея мечты о собственном восхождении наверх. Быть может, на его место и быть может, точно таким же способом: свергнуть его врагов, которые свергли его. Автор текста обращает наше внимание на эту черту людей, которые безжалостны к своим согражданам так, что те чувствуют пр падении лишь холодные камни. Люди эгоистичны каждый в своих алчных желаниях занять место под солнцем и забывают о человеческих чувствах и сострадании.
Сильной метафорой «И в открытые рты наметает ветром/То ли белый снег, то ли сладкую манну/То ли просто перья, летящие следом за сорвавшимся вниз, словно/Падший ангел» автор показывает нам, что все эти желания других людей ничтожны, неосуществимы и бесполезны. Им никогда не прорваться наверх, как это удалось главному герою, так как единственное, чего они по-настоящему достойны, это с открытыми ртами глазеть на падение других. И достанутся им только перья из его крыл, то есть, что называется, остатки было роскоши.
3. Художественные средства
а) размер ямб 4-стопный. Рифма перекрестная
б) тропы:
Метафоры (ангел, синяя высь, крылья и т.д.);
Олицетворение (звери, собаки, твари с глазами как лампы);
Сравнение (как падший ангел)
4. Отношение автора, авторское «Я» - исходя из стиля исполнения, автор стремится показать весь трагизм ситуации и людские пороки, такие как жестокость, бесчеловечность, алчность, жажда занять лучшее место любой ценой, страх потерять это место. Однако делает это, по возможности, бесстрастно, констатируя факты без эмоций, оставляя за слушателем прво сделать свои выводы. Таково и общее исполнение песни - холодное и бесстрастное, но мрачное.
5. Музыка.
Общий музыкальный фон мрачный, трагический и тревожный на протяжении всей песни. Вступление мрачное, тревожное, отрывистое. Исполнение певцом (В. Бутусов) трагично-мрачно, голос немного дрожащий: он констатирует факт приснившегося сна, как страха потерять всё, что имеет, а также ужас самого процесса падения и отношения к герою других людей. Музыка постоянно нагнетает мрачность и трагизм. В припеве слышатся нисходящие ноты, словно демонстрирующие музыкой стремительное и трагическое падение. Заканчивается музыка резко и обрывисто, как финал падения – удар о холодные камни.
Прослушать данную композицию можно в контакте например.
Вот так меня учили в муз школе. Ибо сольфеджио – это один предмет. Там разбираются структуры музыкальных произведений. А музыкальная литература – это другой предмет. Там учатся понимать душу каждого произведения вне зависимости от его структуры. Просто для чего это было придумано и исполнено именно так.
ЗЫ: Это можно использовать как пример.