Ладно. Я не предполагал, что "Синяя птица" - постановка уровня чуть выше студенческого - будет поводом для долгого обсуждения. Но раз Мыша и Мышак взялись мне оппонировать, я должен был дослать хоть какие-нибудь аргументы к моему субъективному впечатлению. А единственный стоящий аргумент в таких случаях - это сам спектакль или хотя бы видеозапись.
Обратимся же теперь к более сложному и интересному.
Я всегда настороженно и предвзято отношусь к военной теме, особенно к теме дня Победы и особенно к произведениям, специально приуроченным к какой-то годовщине Победы. Темы "гордости", "нашей мощи", "вставания с колен" и "показывания всему миру", столь модные в последние несколько лет, вызывают у меня чувство гадливости.
Поэтому я с неким предубежденим готовился снимать "Марьино поле" по пьесе Олега Богаева в постановке Галины Ждановой в Театре На Литейном. Это пронзительная пьеса со сказочным антуражем: столетняя старуха силой любви и верности павшему мужу побеждает смерть и превращается в молодую девушку чтобы ждать его еще сто лет, может быть, уже со следующей войны.
Спектакль начинается самой что ни есть реалистичной сценой: две старухи в умирающей деревне провожают в последний путь третью, Марью, "самую бойкую", которая всегда была первой: и когда-то в активисты, и теперь - в гроб. Первой умирать лучше: двое похоронят; а вот каково последней. На сказочный антураж (применительно к спектаклю правильнее говорить о сюрреалистическом антураже) пока намекает только звучащая в прологе песня "Широка страна моя родная" с сурдопереводом глухонемых коров.
Марья умирает, но... на другое утро является подругам и несет какую-то ахинею, будто ночью к ней приходил ее Иван и потребовал, чтобы все бабы шли на станцию встречать мужей, которые только сейчас возвращаются с войны. Наивная Прасковья верит, раскрыв рот. Серафима же честит Марью за дурацкие шутки: и за то, что притворилась мертвой; но еще более за глумление над никогда не утихающей болью потери мужа. Серафима называет Марью гадиной и заразой и... собирается на станцию. Есть ли хоть миллионный шанс, что Марья не врет? Ни единого! Но не пойти встречать своего Федора Серафима не может. Так начинается их поход чем далее, тем более иррациональный.
По пути им встречаются волки-фашисты, леший-гитлер. Их приглашает помыться в бане и рекомендует хорошее мыло собственного изготовления некто "в прошлом доктор". И почти постоянно сыплются и сыплются на сцену алые листки - похоронки. К концу спектакля ими усеян весь пол. Им встречается Сталин, сидящий на деревенском нужнике и мнущий для себя алую бумагу. Потом он встает с ведра и выпрастывает на пол целую кучу похоронок. Им встречается и белка - диктор Левитан. У дерева, на котором висит "тарелка" репродуктора, собирается толпа глухонемых коров (народ), и Марья добивается, чтобы Левитан "своим яростным голосом" зачитал правительственное сообщение вдовам Советского Союза: "Все похоронки отправлены по ошибке. Все ваши мужья живы!" Это один из наиболее сильных моментов спектакля.
К сожалению, примерно с последней четверти постановка слишком отдаляется от оргинальной пьесы. Начинает страдать сюжет и логическая обоснованность ходов. У автора - Олега Богаева - сюжет четкий и завершенный на пронзительной ноте. Марья давно уже похоронила и Прасковью, и Серафиму. Именно она, "самая бойкая", умирает последней и поэтому должна сама себе выкопать могилу. Все, что было раньше - сказка, рассказанная Марьей самой себе, чтобы скоротать время. Но ее слышит смерть и понимает, что Марья - вечная женщина, которая всегда ждет своего Ивана и с турецкой войны, и с японской, и с Куликова поля. Смерть отпускает Марью.
В спектакле - что-то наподобие, но не ясно и не точно. Вместо смерти заключительный монолог произносит вдруг заговорившая глухонемая корова. Монолог звучит сильно, но у зрителя остается ощущение, что он чего-то пропустил.
В спектакле очень хороши и интересны сценические, световые решения. Прекрасна игра актеров (Марья - з.а.РФ Елена Ложкина). Каких-то претензий вроде "грязной игры" здесь быть не может. Хотя, дается это, видимо, не просто так: как раз перед спектаклем худ.рук. "накручивал" труппу именно насчет чистого исполнения.
Весьма рекомендую сходить. Да и пьесу почитать тоже интересно. Вот она тут есть:
http://magazines.russ.ru/ural/2005/4/bo3.html
Я знаю двух человек, которым спектакль категорически не понравился. Один мой коллега, сказал, что он видал игру и получше. Его хватило на полчаса. Я думаю, что он не въехал в сюрреализм: первая реалистическая сцена настроила его на буквальное восприятие действия. Другая вся из себя православная тетка в первые пять минут выяснила, что тема смерти раскрыта неправильно, и весь дальнейший спектакль будет оскорблением ее чувств.