Рецензия написана по просьбе автора.
Автор предоставил рецензенту выбор. Анализировать повесть "Васька" рецензент, к сожалению, не имеет сил; а поскольку на рассказ "Путь домой" автор уже имеет отзыв, остановимся на другом рассказе "Слон и Моська".
I.
С первых строк автор приглашает читателя в мир обеспеченных, успешных людей. Для лучшего эффекта присутствия автор даже указывает время и место: "один из российских мегаполисов", в котором действует "Северо-западная транспортная компания".
Такая компания, кстати, существует; ее офис расположен в Петербурге. Но даже и без этой справочной информации (а мы вслед за ремаркой автора будем считать, что всякие совпадения с реальными лицами и компаниями случайны) намек слишком прозрачен и скорее выглядит, как авторское кокетство. Загадка: маленькое красненькое, а внутри вишневая косточка. Для сравнения: Гоголь поместил фантастический сюжет своего "Носа" в петербургские (а не "северо-западные") декорации, и ничего. Возможно, неупоминанием города автор хотел придать истории некий обобщающий характер; но тогда почему обобщение сознательно ограничено северо-западным регионом? Т.е. если бы на северо-западе был еще один мегаполис, то история могла бы в нем произойти, а вот в мегаполисах других регионов - не могла: климат не тот.
По мере прочтения всего текста у критика сложилось впечатление, что здесь сознательный или бессознательный расчет автора на свою целевую аудиторию: средние и старшие школьники. "- Мегаполис на северо-западе? - О, мы это проходили!"
Итак, с первых строк автор хочет сделать юному читателю приятное: сказать, какой он умный, и одновременно ввести в круг обеспеченых людей. Нет, не миллиардеров, это бы неправдоподобно и разрушило бы тот самый эффект присутствия, а именно тех, встреча с которыми может быть сбыточной мечтой для подростка из обычной семьи. Иными словами, во вступлении к собственно сюжету дядя писатель примерно так уговаривает ребенка почитать книжку: "Ты же умный мальчик, а я тебе конфетку дам".
II.
"Ну и где обещаные конфеты?" - этот вопрос не успеет задать даже самый нетерпеливый читатель. Бизнесмен с бульдожьей хваткой, Ларионов в глубине души оказывается романтиком. Он строит прекрасный дворец, который будет служить роскошными декорациями дальнейших трогательных сцен. Описывая дворец, автор не забывает ни одной мелочи, предлагая читателю насладиться богатым убранством, осмотреть сад, откушать и даже понежиться в дУше; а во избежание какой-нибудь неловкости своевременно и деликатно подсказывает гостю назначение той или иной вещи.
Мимоходом во время строительства Ларионов совершает всякие подвиги: карает воров (две штуки) и спасает заблушие души (одна штука). Спасенная душа начинает служить верой и правдой Игорю-царевичу.
Однако, чтобы лучше ощутить все прелести дворцовой жизни КСК "Успех", сначала нам предстоит ненадолго вернуться в душные руины "одного из мегаполисов".
III.
Что делать: то была флешь-заставка, показывающая цель игры, а теперь начинается собственно первый уровень. При следующем запуске заставку можно будет пропустить и начать с этого места: "Водитель свернул в неосвещенный переулок. В свете фар показался открытый люк. Машина остановилась." Вот, кстати, и курсор появился.
Далее мы слышим речь Ларионова, компьютерный синтез которой звучит почти натурально: "Посмотри, кому этот колодец принадлежит, я завтра позвоню в администрацию города. Пускай этим хозяевам замечательным надают как следует по голове. Обалдели совсем, так ведь любой пешеход шею свернуть может." Компьютерными голосами в дальнейшем говорят почти все персонажи, и мы не будем больше на этом останавливаться.
В общем-то, первый уровень всегда несложен и скорее предназначен для ознакомления с "движком". Ясно, что нужно спуститься в колодец и спасти заявленную в заголовке рассказа Моську: без этого сюжет не пойдет. Ясно, что положительный персонаж именно так и поступит. Но во избежание технических трудностей на следующих уровнях сейчас нам подробно и последовательно показывают, как пользоваться фонариком, передвигаться, открывать трехмерный холодильник «Liebherr» и т.д. Просто это надо, набравшись терпения, один раз пройти и понять.
IV
Появление второго персонажа-животного связано с шуткой. Шутка состоит в том, что необыкновенно большую лошадь было решено назвать Слоном. Ради этой шутки в рассказ вводится специальный Серега, единственное действие которого пошутить и сразу исчезнуть. Впрочем, про Серегу так и сказано, что он записной шутник. А что требуется от мастера-профессионала? Прийти, выполнить свою работу и уйти без лишних слов: шутка в этом рассказе только одна.
Как тут не вспомнить Д.Хармса, который тоже любил набирать по одному персонажу для каждой произносимой фразы:
"- Я вижу, что тут что-то не то, - сказал Мафусаил Галактионович. -
Смотрю на Андриана Матвеевича, а Карл Иванович и говорит Николаю Ипполитовичу, что нос у Андриана Матвеевича стал несколько книзу, так что даже Пантелею Игнатьевичу от окна это заметно.
- Вот и Мафусаил Галактионович заметил, - сказал Игорь Валентинович, что нос у Андриана Матвеевича, как правильно сказал Карл Иванович Николаю Ипполитовичу и Пантелею Игнатьевичу, нескольку приблизился ко рту своим кончиком."
Слон - еще одна большая конфета: "Конь одинаково хорошо прыгал и ехал простейшую езду, обладал железной психикой и очень мягкими аллюрами."
К этому моменту в чудесном дворце накапливается уже столько конфет - Слон, Моська (которая "была очень воспитанной - никогда не путалась под ногами у лошадей и всадников, не клянчила у посетителей подачки"), кобыла Звездочка ("любимица детей") - что становится жестоким заставлять юных читателей издали смотреть на все это великолепие. И вот появляется семнадцатилетняя Наташа, устами которой можно, наконец, вкусить сласти.
Но прежде нужно познакомить и подружить всех троих. Любовь Наташи к лошади и собаке возникет автоматически (к чему заморочки). А Слона и Моську заставляет полюбить друг друга авторитет графа Толстого: "Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее."
Не будем пересказывать процесс Наташиного наслаждения. Отметим только, что для самых настороженных читателей, опасающихся влезать в наташин образ из-за проклятого вопроса - "За чей счет банкет?" - у автора уже наготове объяснение. В нашей сказочной стране Вы, читатель-Наташа, так прекрасно рисуете, что ваша работа дизайнера хорошо оплачивается и совсем необременительна. Кроме того, у вас прекрасные родители. Кушайте на здоровье, не отвлекайтесь.
Правда на этом уровне какой-то кривоватый пользовательский интерфейс: больно много кнопок надо нажать вокруг охраника ночного клуба. И надо же: паролем к клубному директору оказывается слово "лошадь". Кто бы мог подумать...
С этого момента фактически начинается бонусная часть: успехи девушки на манеже, интерес телевизионщиков и т.д.
V
Ахалтекинцевод Иван появляется, чтобы сказать несколько слов, которые кажутся Наташе грубыми: цирк и клоун. Особым оскорблением должно звучать предположение, что Слон хорошо смотрелся бы в запряжке. Мудрый Михалыч советует не обращать на Ивана внимания. Но Наташа с юношеским максимализмом решает ответить Ивану "как следует"! И тогда...
В рассказе больше ни слова. Видимо, это не сюжетная линия, а просто небольшая закуска перед переменой блюд.
В прочих же сюжетах автор дает нам возможность восхититься умом собачки, лошади, изгнать стаю страшных бродячих псов, порадоваться возмездию, немедленно настигшему конокрадов и т.п. Причем, автору показалось существенным детально передать как словесную перепалку, так и перечислить нанесенные ворам удары. Действительно, все это важные ингредиенты прямого наслаждения, которым нас потчует автор. Автор, кстати, в этом не одинок:
Дарес бодрился, горячился
И супостату изловчился
Цибулю дать под самый нос.
Энтелл от оплеухи знатной
Перевернулся пятикратно,
С трудом сдержался он от слез.
От злости изо рта Энтелла
бежала пена. Дайте срок:
Энтелл, изладившись умело,
Хватил обидчика в висок.
(Н.И.Котляревский)
Так, следуя за автором, мы проходим по идеальному конному клубу, где все герои - исключительно "в белом", а изредка проникающее извне зло побеждается самое большее через пять минут, и легкость победы лишь умножает ощущение безумной сласти во рту. Даже покусы на собачьем боку автор старательно замазывает большим количеством "очень вкусных, по мнению собаки, вещей".
VI
Последний сюжет состоит в том, что Слона продают и увозят в Москву (странно, почему в Москву, а не в "другой мегаполис одного из центральных регионов России"?). Происходят все полагающиеся и потому предсказуемые диалоги.
Автор спешит подсластить пилюлю Наташе - дать ей другого коня. И это ему вполне удается: Наташа через несколько дней уже в порядке и занимается на Свирели. Понятное дело: рассказ-то не о Наташе, а о Моське. Если Наташу сейчас не утешить, то придется уводить сюжет куда-то в сторону. Нет уж, пусть лучше все будет в сахаре.
Потом надо оправдать Ларионова. Это делается при помощи очень веских фронтовых слов: "Паша меня лет десять назад крепко выручил. За такую помощь положено коньяком до самой смерти поить." Хочется спросить: что же это за история? И автор не рассказал об этом раньше?! Одно из двух: либо автор не знал, как вызволить Ларионова из неудобного положения, вот и соврал первое, что пришло в голову (ничего, что ради ерунды автор бросается такими словами). Либо это что-то постыдное; учитывая, что оба приятеля, Ларионов и Григорьев - бизнесмены, остается только расценивать сию фразу, как намек автора на совершенное Ларионовым убийство.
Следующим номером исправляется хамло Иван. Вот почему нельзя было развивать сюжет с его ссорой с Наташей: тогда они не смогли бы сейчас помириться. А так все в ажуре: был конь - была причина для ссоры; коня увезли - сразу помирились. Ведь никаких других обстоятельств их знакомства автор не указывает. Вот цена их трогательных отношений в последних строках рассказа.
Наконец, восстанавливают справедливость и по отношению к Слону и Моське. Уже понятно с самого начала, что "люди в белом" в принципе не могут допустить разлуки. Но на всякий случай Михалыч произносит слово "усыпление", конечно, в строго отрицательном контексте.
Моську везут в Москву, и на этом, наконец-то раздав остатки сластей, автор раскланивается. Критик же спешит последовать его примеру.
_________________ Во болото во овраг во летает тетервак!
|