Упёр сюда. Спасибо Лене Михеевой и правопреемникам.
Опубликовано: «Кони Петербурга», № 4/2000 (9)
К юбилею В.С. Хиенкина
Исполняющая обязанности директора Лужской ГЗК
Слобина Татьяна Валерьевна:
То время, когда я занималась у Владимира Соломоновича, до сих пор вспоминается, как самое лучшее и интересное. То, чему он научил меня в работе с лошадьми, помогает мне и сегодня. Я от всей души желаю ему успеха и процветания, а самое главное — конечно, крепкого здоровья
Вице-президент Международной ассоциации ахалтекинского коннозаводства
Т.Н.Рябова и исполнительный директор МААК
Н.В.Абрамова (ВНИИК):
Мы поздравляем Владимира Соломоновича с юбилеем, желаем ему отличного здоровья, успехов в спорте, бизнесе и коневодстве! Очень хотим видеть Вас и Ваших коней на следующем ахал-текинском митинге!
Нина Мамаева, ученица Ю.Л. Петрова, конник с 30-летним стажем, друг с 26-летним стажем.
Я с памятною датой
Поздравить друга рада.
Пусть добрые чувства
Будут тебе наградой.
Пусть не черствеет душа от усталости.
Пусть будет опорой любовь друзей
В Твоем нелегком конном деле.
Пусть силы Тебе никогда не изменят.
Люби лошадей и людей, с ними связанных!
Низкий поклон мой до самой земли,
За то, что трудишься без устали Ты.
В.А. Лейкин
Вроде время — ни с места, и звезды висят,
Как эпоху назад, полусонно мигая,
Вдруг — листнул календарь, а тебе шестьдесят,
И хоть ангелы всё еще в лад голосят,
Но в замедленном темпе, и тема другая.
Впрочем, кони пасутся, и ластятся псы,
И друзья приезжают лечится от скуки,
И не меркнут, не вянут лихие красы,
То есть грудь колесом и с подкрутом усы,
И во взоре, как встарь, ни сомненья, ни муки.
И на этой волнующей душу волне
Так приятно признаться, отнюдь не по пьяни,
Ты везде и во всем был весьма и вполне,
И всегда со щитом, и всегда на коне,
Даже там, где ты кнопки давил на баяне.
Жизнь отнюдь не компот, не фонтан, не гамак,
То серпом, где не надо, то шкуркой по коже,
Утомителен срок. И сомнителен смак,
Но пока под тобою парит аргамак —
Ты, похоже, что выиграл.
Очень похоже.
Ноябрь – 2000
М.В. Воробьев
В ТИТРАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ
Знакомы с Владимиром Соломоновичем мы давно, еще со времен Вартемяк, кинокартины «Женщина в белом» и «Анна Павлова», работали вместе много, но особенно запомнилась кинокартина «Последняя дорога».
Тогда, в январе 1986 г., начинались съемки кинокартины, рассказывающей о последних днях жизни Пушкина. Съемки предстояли большие, тяжелые, и уже в первые дни стало ясно, что «консультант по работе с лошадьми», приглашенный на картину, с работой явно не справляется. Режиссер А.И. Менакер потребовал замену, и я, не желая браться за эту работу сам, предложил кандидатуру Владимира Соломоновича Хиенкина, до этого спокойно работавшего на картине ковалем.
Ему пришлось организовывать одновременную работу 2-х – 3-х конных групп, их взаимодействие, обеспечение режиссерских заявок, зачастую увеличивающихся вдвое за час до выезда.
Съемки в Ленинграде и пригородах, начавшись в январские морозы, закончились в апреле с пенопластовым снегом.
В иные дни (и ночи) на съемочной площадке были десятки лошадей, сани, кареты. Срывов не было, «каждый солдат знал свой маневр». Чего это стоило, знали немногие.
Эта зима окончательно превратила Хиенкина из музыканта в конника. С тех пор прошло почти 15 лет, но мы до сих пор вспоминаем заснеженную набережную Мойки, забитую каретами и людьми, режиссерский рык из динамиков, удушливый пиротехнический туман, ревущие ветродуи…
А что касается титров, так это всегда так.
CURRICULUM VITAE
(ЖИЗНЕОПИСАНИЕ)
Владимир Соломонович Хиенкин родился 26 ноября 1940 г. в Ленинграде. Его отец, Соломон Маркович Хиенкин, был инженером–строителем, мама, Любовь Александровна — учительницей. О конях в семье особенно не говорили, хотя у кого-то из богатых предков был свой конный завод, а один из дедов, директор стекольного завода в Гусь-Хрустальном, имел казенную лошадь с экипажем (по должности полагалось).
Во время войны семья много разъезжала по стране, бедствовала вместе со всеми. Но, слава Богу, все остались живы и после войны вместе вернулись в Ленинград. Долгие годы жили в Павловске, где Володя окончил школу. Оттуда по комсомольской путевке он в 1956 году отправляется на целину. В жизни каждого, кто там был, это время стало целой эпохой. С одним из тех, кто жил в одной палатке, дружба продолжается до сих пор. Это известный петербургский поэт Вячеслав Лейкин, по свидетельству которого 16-летний Володя работал исключительно хорошо, а ответственность и неспособность прятаться за чужие спины сохранилась в нем на всю жизнь.
После службы в армии (морская авиация, Североморск) В. Хиенкину пришлось выбирать, какому из своих увлечений отдать предпочтение — боксу или музыке. Он закончил Ленинградский техникум физической культуры, а затем Музыкальное училище им. Мусоргского. Впоследствии работал и тренером по боксу, и музыкальным руководителем. Работал в Учебном театре на Моховой (с Товстоноговым), ездил на гастроли с концертной бригадой (в ее составе Т. Окуневская). Жил он по-прежнему в Павловске.
А в это время в Пушкине своей жизнью жила школа верховой езды под руководством Ю.Л. Петрова, Шефа, как его называли ученики. Они не были знакомы, но через много лет шефом будут называть уже В. Хиенкина. В пушкинскую конюшню В.С.Хиенкин пришел через год после того, как не стало Ю.Л.Петрова, когда ее возглавлял А.П.Ходюшин. Неофит не просил снисхождения, ездил на самых сложных лошадях, в т.ч. Колокольчике — коне со славой «душегуба». Год в пушкинской ШВЕ полностью изменил жизнь нашего юбиляра. Он поменял всё: работу, образ жизни, круг общения… Вскоре он уже работал в Школе тренером.
А в 1975 г. уехал из горячо любимого Питера, чтобы всё начать с нуля в Черняховске, на Калининградском конном заводе.
Новый город. Новые кони. Новая порода — о ганноверах тогда даже в учебниках по коневодству упоминалось вскользь (Это сейчас все знают имена тогдашних производителей Калининградского завода — Гелиоса, Ацетона, Валерика…). Здесь начинается совсем другая жизнь, другие масштабы. Жеребята – двухлетки ростом под 170 см, разминка в детской секции, начинающаяся со 130 см; непривычная архитектура старинного немецкого города, непривычный распорядок заводской жизни. Здесь Владимир Соломонович несколько лет работает старшим тренером ДЮСШ по конному спорту, выезжает на соревнования, в Клайпеду, например. Отсюда он едет на учебу в Москву, где на курсах уроки мастерства дают такие корифеи, как Елизар Левин и Валериан Куйбышев. Конспекты тех лекций, отпечатанные на подслеповатой машинке, хранятся у него до сих пор.
Но без Питера сложно. И в 1979 г. Владимир Хиенкин возвращается в Ленинград, какое-то время тренирует пятиборцев в СДЮШОР, а потом вновь начинается новая эпоха — секция при Ветеринарном институте. Это совсем другая жизнь и другая ответственность (именно тогда он становится Шефом), но над ним куча начальников — кафедра физвоспитания, проректор, ректор, руководство учхоза. Впрочем, есть и друг — Андрей Васильевич Вилль, человек, которого в семье Хиенкиных любят неизменно с тех самых пор.
А потом наступает «безлошадный период», который переживал, наверное, почти каждый питерский конник. Владимир Соломонович снова берет в руки аккордеон, руководит хором в пос. Ленинское, выезжает в пионерские лагеря, работает в кино. В Ленинском даже удается уговорить директора совхоза построить конюшню. Владимир Соломонович сам берет в руки топор, но … построенную конюшню отдают под телятник.
Таких начинаний в разных местах было несколько…
В 1986 г. начинается новый этап — совхоз «Петродворцовый», поселок Низино. Гр
В 1986 г. начинается новый этап — совхоз «Петродворцовый», поселок Низино. Грязная деревянная конюшня, беспородные лошади, скептически настроенный директор совхоза и, конечно, девчонки, преданные лошадям. Ставки тренера нет, зато есть ставка скотника — 70 руб. Седел нет, зато есть рабочие уздечки. Падеж лошадей ужасающий — каждый месяц недосчитываются 1 – 2-х из 40. Конюшня разваливается, весной и осенью в ней стоит вода, манежа для занятий нет и в помине.
Это ноябрь 1986 г. Но уже в феврале 1987-го проходит первый праздник — на площади возле конторы совхоза. Фигурная езда, парный конкур, буксировка лыжника, показательные выступления по преодолению препятствий. Каждый месяц в конторе новая газета — «молния» с фотографиями лошадей и спортсменов. Весной — новый праздник, на стадионе совхоза. Дети табунами записываются в секцию. И лед сломан. — В мае закупается новая амуниция, в июне — первая племенная лошадь — орловский рысак Мираж, в июле спортсмены идут в конный поход, в мае сдают на разряд… В сентябре начинается строительство новой конюшни по проекту бывшей ученицы Владимира Соломоновича, выпускницы Академии Художеств Ольги Новожиловой (Черновой). В апреле 1988 г. А. Невзоров в программе «600 секунд» объявляет об открытии нового проката. На следующий день в Низино начинается паломничество. В выходные приезжают до 200 человек в день… В марте 1989 дирекция совхоза выделяет деньги на покупку тракененских лошадей в Прибалтике. 2 мая 1989 г. в Петродворце проходит колоссальный конный праздник, собравший практически весь город и множество приезжих. О празднике с восторгом пишут городские газеты…
Дальнейшее — молчание. В совхозе находятся люди, решившие, что теперь они и сами поднимут конный спорт и прокат на недосягаемую высоту. А Владимир Соломонович уходит с друзьями и покупает 2-х дешевых лошадок в совхозе «Красноозерный». Так начинается работа в самом Петергофе…
Осенью 1989 г. на конюшне в Нижнем парке уже 10 лошадей, а меньше, чем через год, состоялась историческая поездка в Туркмению, с которой, собственно, и начался «Аргамак».
А что же музыка и бокс? Не забыто ни то, ни другое — в клубной комнате «Аргамака» стоит фортепиано, — и услышать музыку здесь совсем не диковинка — и здесь же висит боксерский мешок, который с удовольствием лупцуют не только сам мэтр, но и конюшенные мальчишки, которых в «Аргамаке» по сравнению с другими конюшнями довольно много.
Редакция «КП» присоединяется к поздравлениям Семьи и Школы.
Цитата:
Елена Михеева
Кстати, автор жизнеописания - Ирина Хиенкина, там по скромности и потому, что жена пишет о муже на его юбилей - этого не сказано