Лошадиный свет. Тулпар
Записки Аралбаевой Кати. Часть II
Одна моя знакомая из Волгограда, с которой мы не виделись больше года, прочитав недавно сразу обе части моих заметок, сообщила, что первая статья ей понравилась больше, чем вторая. Мне кажется, я понимаю, в чем дело. По мере обретения мною ясности во многих вопросах, приятно расслабляющая и убаюкивающая туманность повествования, увы,исчезает. Тут уж я не виновата. Во второй статье правда более обнажена. Она режет глаз. И человеческое ЭГО. А это, согласитесь, неприятно. Вполне вероятно, что моя третья статья понравится еще меньше.
Вначале просто факты. Хроника событий, так сказать.
Отлучение от лошадиной спины даже самых маленьких детей в начале этого лета не могло не вызвать недоумения и даже некоторого, я бы сказала, возмущения. Как же так?! Почему?! Уж они-то не доставляют лошади почти никаких неудобств. Что такого страшного в том, что ребенок немножко покатается верхом?! Ведь это такая радость! Такое удовольствие! Одна из причин, заставившая на принять это крайне невыгодно (в материальном смысле) решение - трезвое и отчетливое понимание того факта, что ребенок чрезвычайно легко может стать жертвой конных развлечений. Есть простая истина. Она настолько очевидна, что я всякий раз испытываю неловкость, когда вынуждена проговаривать ее вслух взрослым людям. Людям, во всех прочих житейских вопросах проявляющих полное здравомыслие.
Дело в том, что здоровая лошадь НЕ СОГЛАСНА никого катать, не согласна терпеть посетителей на своей спине. Ей это НЕ нравится. Забавно, что такая простая лежащая на поверхности истина принимается человеком с таким недоверием! С такой обидой! С таким разочарованием!
Нет, я все понимаю. Были в истории похожие моменты. Плоская Земля некоторое (довольно длительное!) время покоилась на спинах слонов. И Солнце послушно вращалось вокруг нее.
Я понимаю, что нужно некоторое время, чтобы расстаться с привычными стереотипами, осознать истину и привыкнуть к ней. Я готова подождать. Но зато, боже мой, какoe наслаждение - общаться с людьми, способными сделать это решительно и бесповоротно. Без жалких и наивных потуг защитить привычное и чрезвычайно удобное для человека заблуждение. Простите мне великодушно это невольное отступление.
Итак, лошадь не желает никого катать. К тому же она не идентифицирует ребенка как некую безусловную ЦЕННОСТЬ, которую он, несомненно, представляет для вас и для нас. Лошадь сильна, быстра, озорна и пуглива по своей природе. Разумеется, можно добиться от лошади безразличия и покорности. Двумя способами. Истощив ее физически и (или) сломив морально. В случаях обычных прокатов "садово-парковых» катаний, когда лошадь и в прямом, и в переносном смысле собираются «пустить по кругу», предпочтительны оба способа. Чтобы наверняка исключить бунт лошади и максимально обезопасить катающихся. Поэтому родителям, не желающим вникать в тонкости воспитания свободной лошади и внушившим себе, что без катаний их ребенок прожить ну никак сможет, я обычно даю стандартное напутствие.
Напутствие. Для родителей и бабушек, желающих позабавить своего ребенка катанием на лошади.
Если вы собираетесь покатать ребенка, мой вам совет: убедитесь, пожалуйста, что лошадь, предназначенная для увеселения, достаточно истощена физически ломлена морально. Спраши-
вать об этом у катающих, как минимум, некорректно. Поэтому советую обойтись собственными наблюдениями. Лошадь должна быть худа, понура, безразлична к окружающей обстановке. Если это так, то вам повезло. Это подходящий объект для катания. Этой лошади уже не до протестов и не до шалостей. Она бережет последние силы, медленно, но неумолимо двигаясь к своему неизбежному концу. Честно говоря, ей уже безразлично, сидит ли попутчик на ее спине. Поэтому ваш ребенок почти в безопасности.
Если же лошадь выглядит здоровой, упитанной, с блестящей шерстью, если она с интересом поглядывает по сторонам, будьте бдительны - эта лошадь еще достаточно жива. И я, имея 17-летний опыт работы с лошадьми и детьми, не советовала бы рисковать здоровьем и жизнью вашего ребенка.
Были, безусловно, крайне недовольные нашими переменами. Тем, что привычного развлечения больше нет под рукой. Как? Почему? А за деньги? А за большие деньги? Были осуждающие в нехристианском подходе.
В чем заключается подход христианский? Не догадываетесь? А в том, что абсолютно ВСЕ и ВСЁ в этом мире придумано и создано исключительно для служения человеку. Лошадь - в том числе. Убедившись в неконструктивности религиозных споров, пришлось объявить «Тулпар» зоной, свободной от христианства. И выдворить воинствующих христиан за пределы двора.
Были высказывания и такого типа: «Ну, знаете, с таким подходом к лошади не построилось бы государство российское». Весьма рада такому радению о государстве российском, а особенно тому, что оно (государство) уже построилось и его мощь зависит от развлечений на лошадиной спине в самую последнюю очередь.
Отдельной темой, подобной мелодии на заедающей пластинке, звучит сага о так называемой лошади ДЛЯ ДУШИ.
Многие, попадая к нам на занятие и сразу же окунувшись в анатомическую атмосферу Класса, пугаются и торопливо заявляют: «Ой, мы ведь не собираемся заниматься лошадьми СЕРЬЕЗНО. Мы так, для души!».
Минута молчания.
Вдумайтесь, пожалуйста, в то, что говорите. И вообще, причем тут лошадь? Она, по правде говоря, даже не догадывается о существовании у вас такого органа, как душа. И даже допустив, что лошадь ее у вас разглядела, придется признать, что она абсолютно не собирается никак вашу душу ублажать. Более того, лошади в большинстве случаев неинтересно даже просто находиться рядом с вами. И она не собирается этого скрывать. Увы. У нее нет никакой мотивации изображать "неподдельный» интерес к вашей персоне, как это принято у менеджеров среднего звена, получающих неплохую зарплату.
Да, это обидно. Да, это разрушает привычные представления о нашей значимости и привлекательности для всего живого.
Типичный пример. Владелец лошади. В общем-то, неплохой человек. Вкладывает в содержание своего коня приличные деньги и свое личное время. Посмотрел фильм. Прочитал журнал. Быть садистом - не согласен. Приехал к нам издалека посоветоваться насчет «безжелезного» воспитания. Здорово? Несомненно! Начинаем с простого.
Итак, вы отказываетесь от принуждения. От привычных средств управления. В этом случае складывается очень естественная, оченьправильная и очень честная ситуация. Какая? Выдаете возможность вашему коню слушать и слушаться в первую очередь. Нет, не вас. Как это было до сих пор. Весьма распространенное заблуждение! Вы даете тем самым лошади возможность прислушиваться к своим физиологическим ощущениям. Так? Так. Это нормально для любого живого существа? Абсолютно нормально.
До этого момента все идет замечательно. Хозяин лошади слушает меня с неподдельным интересом и пониманием. Двигаемся дальше.
Если лошадь, лошадь свободная, слушает в первую очередь свои собственные физиологические ощущения, а потом уже вас, то из этого следует, что для эффективного процесса воспитания эти физиологические ощущения должны быть прекрасными. Или хотя бы нейтральными. Все вроде логично.
Тут притормозим. Чтобы уяснить для себя, чем же можно невольно омрачить эти физиологические ощущения? Безусловно, неправильным содержанием. Как минимум. Из этого вытекает, что нужны знания о правильном содержании. И возможности для их реализации. Выдумаете, это просто? Вы напрасно так думаете. Все попадающие в наш Класс заполняют специальные анкеты, тесты. Эти тесты помогают нам определить степень НЕЗНАНИЯ учеником различных вопросов и одновременно наметить программу по восполнению этих пробелов. Так вот, степень невежества даже у «бывалых конников» такова, что говорить о каком-либо правильном содержании, а соответственно, и о потенциальной возможности «свободного» воспитания - даже не приходится.
Один малюсенький, но очень показательный пример. С такими типовыми (и абсолютно расхожими!) представлениями, как скажем,
о режиме кормления лошади, я гарантирую, что лошадь на занятиях будет думать только о еде. А самым сильным ее физиологическим ощущением будет элементарный голод.
Здесь, в своей статье, я не стану углубляться во все вопросы и нюансы содержания лошади, о необходимости тщательного отслеживания ее физического и психического здоровья. Но на занятии мы с владельцем весьма подробно останавливаемся на каждом пункте. И вдруг, в какой-то момент, а он, этот момент, ВСЕГДА наступает у рядового коневладельца-обывателя, хозяин лошади обиженно восклицает: «Вас послушать, так о лошади нужно заботиться лучше, чем о человеке!».
Внимание. Ключевой момент.
Да, вам действительно придется заботиться о лошади ТАК тщательно, как я говорю, если ваши намерения воспитывать ее СВОБОДНОЙ достаточно серьезны. Вы должны отдавать себе в этом отчет. Если же вы не собираетесь заботиться о ее здоровье или в силу ЛЮБЫХ причин не сможете этого делать, то это означает лишь одно: вам ПРИДЕТСЯ применять к лошади карательные меры и силовые приемы, тщательно разработанные и давно опробованные человечеством, чтобы заглушить ее физиологические ощущения, подавить связанные с этим протесты и заставить таки слушаться вас. Вам придется остаться по ту сторону фронта, несмотря на все ваши благие намерения и благородные порывы. Для лошади и порывы ваши, и намерения - всего лишь пустой звук. Ничто. И ваш последний аргумент, что ведь когда мне плохо или нездоровится, я же все равно иду на работу, забавен и даже смешон. Лошадь, в отличие от вас, не боится остаться безработной. И не боится остаться без средств существования. И не имеет пока ни малейшей мотивации превозмогать свои болевые ощущения ради вас и ваших занятий.
Апофеозом темы «лошади для души» стали для меня телефонные звонки одной дамы. То ли из Тверской, то ли из Рязанской губернии. Эта дама разводит небольших лошадок. Арабо-пони. В неимоверных количествах. Как она уверяет, исключительно для души. Меня она выбрала, видимо, посчитав и просчитав, что сладкие ее речи о «лошадке для души» упадут в благодатную почву. И я должна растаять и закупить этих лошадок, спасая от спорта (против которого дама, кстати, активно протестует) как для души собственной, так и для всех душ, занимающихся у нас. Как самый «задушевный» товар на этом рынке. Все мои попытки вклиниться в ее повествование с советом притормозить рождаемость, остаются тщетными. Это телефонный моноспектакль. Долгая, складная и сладкая прелюдия посвящена тому, что лошади ей - как родные дети и продаются так же, как выдаются замуж собственные дети. Что под этим подразумевается, сказать трудно. Уже не надеясь быть услышанной, пытаюсь развлечь себя размышлениями о том, какого же размера, по ее представлениям, человеческая душа, если лошадки для нее предназначаются такие вот исключительно маленькие. И где же обитает эта самая загадочная душа, если для нее предназначена такая вот маленькая, но очень удобная лошадиная спина. «А какой у нее ход! Такой удобный ход!», - это все песни про очередную маленькую лошадку. Все мои слова о том, что я не занимаюсь куплей, продажей или перепродажей лошадей, остаются без внимания. Без всякого перехода, таким же деловитым сладкоголосьем диктуются параметры лошадок, их проме
ры, масти и цены. Я нажимаю на телефоне кнопку «отбой». Разговор обрывается. Эх, если бы можно было нажатием кнопки остановить, хотя бы на мгновение, весь этот гигантский безумный конвейер по производству несчастных «увеселителей» человеческой души.
Иногда случаются звонки «для друга». Человек, зная давнее, почти забытое детское увлечение своей приятельницы и желая сделать ей приятное, звонит, чтобы «снять» или «забронировать» лошадок на определенную дату. Например, ко дню рождения. Чаще всего люди просто не задумываются над смыслом своей затеи. Ибо в процессе разговора мы довольно быстро приходим к выводу, что подобный подарок мало чем отличается от подарочного сертификата «на порку крепостной девки», бездумно приобретенного кавалером для милой мечтательной тургеневской девушки. А ведь они, эти порки, тоже чаще всего проводились на конюшне.
Но это так, к слову. Обычно мои собеседники довольно быстро и искренне соглашаются, что да, как-то не додумали. Извините.
Если вы думаете, что идти против мнения и представлений большинства легко, то, возможно, вы -очень храбрый человек. Я таковым не являюсь.
Уже все понимая, все сознавая: и опасность, которой мы подвергали детей в процессе развлекательных катаний, и фальшь «мягких пареллиевских дружеских» отношений с лошадью, и тупиковость самого принципа общения бесконечного числа людей с лошадью-гейшей, мы каждый раз опасливо оттягивали момент истины, когда мы сможем сказать об этом громко и вслух, облегчив себе не только совесть, но и поиски новых путей, а людям предоставив возможность проявить свою любовь
к лошади максимально честным и единственно правильным путём - путем ее познания. Однако сама правда такова, однажды возникнув, она крепнет и не соглашается сидеть взаперти. И это отнюдь не только моя заслуга, что я теперь так отважно говорю совсем не то, что посетители «Тулпара» надеялись от меня услышать.
Если бы меня спросили, в чем корень зла и жестокости по oтношению к лошади, я бы ответила: "В невежестве». В невежестве тотальном, доставшемся по наследству, приумноженном и нередко возведенном в ранг гламура. Я уже не удивляюсь, читая стандартные ответы на вопросы наших учебных тестов. Причем возраст, пол, наличие образования (включая высшее и даже два), жизненный опыт и прочее - значения не имеют. В отношении лошади - стойкое, чудовищное, непростительное невежество.
Я говорю не о знаниях анатомических. Отнюдь. Я говорю о представлениях чисто бытовых, воплощение которых напрямую и неизбежно несет лошади только боль и страдания, физические и психические. Хотите пример? Вопрос: сколько часов лошадь тратит на еду? Варианты ответов: 48, 3, 12 (хотя бы 12!). В девяноста девяти случаях из ста и взрослые, и дети тщательно обводят кружочком цифру 3. Кажется, пустяк. Ерунда. Подумаешь, не угадали. Вот только для лошади это "неугадывание» - приговор. Смертный. Причем приговор долгий и мучительный в исполнении. А значит, особенно жестокий. Я убеждаюсь снова и снова: в отношении лошади, чего бы это ни касалось (содержания, кормления, воспитания), невежество и исключительная жестокость идут рука об руку. И эта мрачная парочка всегда прикрывается, словно фиговым листком, декларацией о любви к лошади.
Разумеется, уличение человека в невежестве чревато. Для того, кто уличил. Включается мощный блок защиты. На помощь призываются опыт поколений, деды-кавалеристы, тысячелетние традиции, казацкое происхождение - все что угодно. Кроме здравого смысла и науки, которая единственная, как известно, способна излечить этот недуг. Странно, однако, но когда дело касается здоровья и жизни самого человека, он охотно пользуется новейшими научными достижениями. От открытий же в области иппологии (наука о лошади) многие старательно отворачиваются, зажмуриваются и даже затыкают уши для надежности. Я согласна, эти открытия неудобны для человека. Особенно в начале. И требуют пересмотра многих привычных представлений.
Однако ревизия наших представлений о лошади не грозит нам ни гибелью, ни отставанием в развитии. Отнюдь. Ведь речь сейчас идет не о подрывании мощи государства (как пытался представить один мой весьма остроумный собеседник) и даже не о хлебе насущном, а всего лишь о развлечениях за счет лошади.
Многие, кто знал меня раньше, отмечают с опаской, что я стала, как бы это сказать, слегка воинственной. Куда подевалась моя исключительная мягкость и интеллигентность? Все просто. На войне, как на войне.
Отныне СВОЕ и чужое невежество - мой личный враг. А с врагами, как известно, не церемонятся. Пока невежество в отношении лошади не капитулирует, я буду казаться вам «слегка воинственной». Как только ложь и невежество уступят место просвещению и правде, я перестану казаться вам воинственной. Только и всего. Но не раньше.
У меня абсолютно личные и, я бы даже сказала, корыстные моти
вы в борьбе за правду. Мой любимый школьный учитель по литературе всегда говорил: «Лгать невыгодно». Как же он был прав! Всякий раз я убеждаюсь в этом. В самых разных жизненных ситуациях. Ложь утомительна, тосклива, плодит саму себя и НИКОГДА не приносит желаемого результата. Отношения лошади и человека -тут не исключение. Увы. Возможно, это один из ярчайших примеров того, как одна крохотная ложь (в которую так хочется верить!) не просто уводит человека безнадежно далеко от того, к чему он искренне стремится, но и делает его почти преступником. А человек, безусловно, стремится найти настоящий и честный(!) контакт с лошадью. Многочисленные письма, приходящие ко мне, тому подтверждение.
Однако вся моя воинственность улетучивается, как только наш Класс наполняется детскими голосами.
Потому что это совершенно потрясающие дети! И это удивительные родители привели к нам этих потрясающих детей. Ведь родители были предупреждены сразу и навсегда о том, что их дети никогда здесь не сядут на лошадей. Это родители, солидарные со мной в том, что интерес и тягу ребенка к лошади можно и нужно использовать, в первую очередь, для развития его интеллекта. А также для развития памяти, внимания, способности и желания учиться, правильно видеть и понимать мир. Слава богу, прошли те времена, когда на основании симптомов «лошадезависимости» (т.е. сильной тяги и необъяснимой любви к лошади) ребенку ставился почти диагноз: «Ну, все, будешь теперь всю жизнь лошадям хвосты крутить». Что означало: прощай образование, здравствуй, навозная куча!
Теперь, с появлением Школы NHE, это означает прямо противоположное: высочайшую образованность
во всех областях, способность видеть и чувствовать, размышлять и рассуждать. Это и научный поиск, и высочайшие критерии духовности.
Даже ориентируясь на ДОшкольное образование NHE, мы понимали, что без знаний анатомии и физиологии нам не удастся объяснить основы новой методики воспитания лошади. Поэтому вначале мы рассчитывали брать в Класс только взрослых и детей постарше. Лет хотя бы с 10-12. Но, уступая просьбам родителей, мы снизили возрастную планку и были ошеломлены способностью детей к обучению. Я теперь частенько шучу, что абсолютно не сомневаясь в умственных способностях лошадей, явно недооценила способности детей.
Нас бесконечно радуют и удивляют наши ученики. Дети так легко, весело и азартно расстаются со своим невежеством! Они абсолютно открыты. Они задают хорошие вопросы. И они получают честные ответы.
Они феноменально быстро запоминают латынь. Мы учим ее в игре. Благодаря играм с детьми мы и сами полюбили латынь, которую вначале пытались тупо зубрить по старой институтской привычке. Если хотите узнать, на чем ходит лошадь, спросите у наших шестилеток. Они не только объяснят, но и с удовольствием перечислят вам все кости пальца лошади.
Зарисовка с последнего занятия. Поиграли в латынь. Ответили на вопросы нового теста. Посмотрели ролик о методах воспитания свободной лошади. Вспомнив, что мне нужно срочно позвонить, достаю препараты основных костей пальца лошади и прошу детей самостоятельно собрать их. Уже в дверях слышу возмущенный вопль: «А челночная где?!». Возвращаюсь, ворчу притворно, отыскивая в коробке затерявшуюся маленькую челночную косточку...
_________________ Ну вот, оффтопик развели... Продолжу его. (С)
Не плохо было бы определить сначала структурную состоятельность этих самых нововведений.
Ересь нам не подходит. (С)
|