Мышиная Революция

Школа
Текущее время: 27-04-2024, 02:23

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О Петербурге и не только...
СообщениеДобавлено: 13-04-2009, 11:37 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
Вот, наткнулась в контакте на фотку, которая меня просто убила.
Полюбуйтесь и вы.

Изображение

А вот тут и почитать можно...


"Аркадий Шмуйлович 17 января 2009 в 0:15
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгой, стройный вид...»
А. С. Пушкин

Проблема отношения к архитектурным комплексам старых городов гораздо старше любого из живущих ныне людей. На моей же памяти, в частности, никогда не умолкали споры о том, что можно и нельзя сносить и строить в исторической части Петербурга (уже очень давно я был их свидетелем и участником, помимо прочего, в качестве члена президиума одного из районных отделений Общества охраны памятников). Старым Петербургом обычно называют ту часть города, которая ограничена его бывшими границами к 1917 г. Это один из самых больших районов исторической городской застройки в мире. Проблеме отношения к этому городу принадлежит, по моему твёрдому убеждению, особая роль не только на российском, но и на мировом уровне. Это убеждение основано не на том факте, что я родился, вырос, был воспитан, учился, работал в этом городе. И даже не на том, что здесь родились, жили и погибли некоторые очень близкие мне люди, – всё это только заострило вопрос для меня лично. Дело в том, что Петербург относится к очень немногим имеющимся в мире огромным ансамблевым архитектурным центрам («ансамбль» - от фр. ensemble – целостность, связность, единство – по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства»). Более того, он является великим таким центром мирового значения. И ещё более того, я уверен, что он занимает особое место даже среди совсем уже немногих таких городов – попросту говоря, он уникален.
Предвижу обвинения со стороны оппонентов, знакомых с моими утверждениями о ненаучности, реакционности заклинаний об «особом пути» России, её «особой» демократии и т. п. Кто-то скажет, мол, вот вам эти западники – как об особой роли и миссии нашей страны, так это противоречит научному пониманию проблемы, а как о собственном городе, так он уникален! С чего вдруг – мало что ли замечательных городов, даже и со знаменитыми ансамблями?
Так вот, городов, поражающих красотой, немало. Города, количество великолепных зданий в которых превышает количество таковых в Петербурге, тоже существуют. Даже примеров великолепных архитектурных ансамблей в городах я и сам мог бы привести достаточно. Утверждение об уникальности Петербурга вовсе не означает непризнания художественного и градостроительного значения и красоты других архитектурных центров. Мало с чем могу я сравнить радость ходить среди зданий больших и малых городов, где воплотились в жизнь фантазия и профессионализм талантливых зодчих. Я влюбился в Амстердам с первых минут знакомства с ним. В Праге меня восхищает мудрость мастеров и горожан, сохранивших ансамбль на сочетании средневековых и поздних построек. Прекрасные эклектические ансамбли Будапешта покоряют своей гармонией, пробивающейся даже сквозь покрывающую их пока, к сожалению, копоть. Барселона с её великими творениями Гауди, с анфиладами небольших площадей эпохи модерна – ещё один из моих любимых городов. Вена с чередой дворцов и всплесками разного вида модерна, включая поздний и такой замечательный модерн Хундертвассера; Мюнхен с его парадным классицистическим центром и полными солидного достоинства зданиями периода романтизма – эти города вызывают иногда у меня зависть своей ухоженностью, которой так не хватает Петербургу. Малые города Германии и Чехии с их сказочной средневековой красотой; швейцарский Сант-Галлен, где старинные эркеры превращают город в сказочную выставку... Города Эльзаса, в которых скромный поначалу фахверк превратился в богатое городское убранство, соседствующее с взлетающей готикой соборов. Бельгия с её гравюрными Гентом, Брюгге, Антверпеном! Венеция! Да разве всё перечислишь?
Но вот городов, где самые заметные ансамбли не стихийно, а благодаря явно продуманной позиции великих мастеров соединяются в единый огромный комплекс, рождающий представление о городском организме как таковом, представление не субъективное, не связанное только с красотой зданий и районов, а опирающееся на особенности планирования, на сознательный замысел – таких городов или почти нет, или есть всего один – Санкт-Петербург. Это убеждение сложилось у меня очень давно, задолго до того, как я смог побывать во многих красивейших городах Европы. Тогда я знакомился с ними по книгам и всевозможным изображениям. Теперь, после многих посещений этих городов я ещё более утвердился в этом мнении.
Из всех виденных мною городов, по-моему, только Париж может, как и Петербург, претендовать на такой единый образ исторического парадного центра. В этом нет ничего удивительного: хотя формально Париж много старше Петербурга, хотя он (к счастью!) сохранил потрясающие старые площади и отдельные здания, его перепланировали и во многом построили в 19-м в. при активной роли в этом процессе префекта Ж. Османа. В Петербурге это происходило на два десятилетия раньше – под руководством К. И. Росси. В обоих городах провели огромную работу по прокладке проспектов, соединяющих в единое целое большие городские пространства, по раскрытию перспективных видов на панорамообразующие здания и т. д. Даже причины той работы были схожи и лежали не только в области эстетики и потребностей строительства, но и в области политики. Например, думали о возможностях быстрого передвижения войск внутри городов на случай возникновения беспорядков. Но гений таланта творцов и руководителей поднял результаты этой работы над всеми политическими интересами. В Петербурге он соединился с гениальностью первоначального замысла.
Для меня Париж – самый прекрасный город. После Петербурга. Я считаю, что, выигрывая, как и многие города, по отдельным (важным!) показателям, даже по количеству прямых и широких улиц, Париж проигрывает Петербургу в важнейшем – во впечатлении об органичном единстве ансамблей парадного центра. Во-первых, молодость Петербурга и уникальность его изначального замысла как торговой, военной и государственной столицы сразу обусловили грандиозный план города, плановые начала в его строительстве с самого раннего периода и важнейшие намерения на будущее (скажем, планы выхода города к морю задумывались лично Петром Первым, а осуществились совсем недавно); во-вторых, Сене далеко до Невы с её 1200-метровым водным пространством на месте разделения рукавов у стрелки Васильевского о-ва (стрелкой называли на Руси достаточно вытянутый полуостров). Этот грандиозный простор обусловил и возможности формирования облика огромного ансамбля нескольких набережных и панорамообразующих зданий; в-третьих, Петербург расположен по берегам десятков рек, и это позволило расширить перспективы и связать воедино небывалый до того зрительный объём в едином образе.

Анализ мнений специалистов по этому вопросу не входит сейчас в мою задачу. Всё же я приведу мнения двоих известных людей, не нуждающихся в дополнительных рекомендациях: академика Д. С. Лихачёва и директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского. Д. С. Лихачёв отдал проблемам, непосредственно связанным с темой этой заметки, много места в своих трудах и выступлениях. В данном случае я приведу выдержки только из одного его доклада, сделанного на юбилейном вечере литературно-мемуарного цикла Санкт-Петербургского фонда культуры «Былое и думы» 26 октября 1993 г., (см. Лихачев Д. С. Градостроительные заветы Петра Великого. В книге «Русская культура», М., 2000. С. 175-183). Из многих материалов с высказываниями М. Б. Пиотровского по данной теме в заметке приведены ссылки также лишь на одну публикацию, сделанную в Интернет-версии «Санкт-Петербургских ведомостей» (см. Михаил Пиотровский. В эстетике есть своя экономика. http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10251177@SV_Articles )
Итак, вот мнение Д. С. Лихачёва об уникальности Петербурга как градостроительного комплекса: «...В отличие от всех других столиц, Петербург расположен на нескольких десятках рек, тогда существовавших и после частично засыпанных.
Если вы взглянете на то, как устроены реки в столицах Европы, то увидите, что по большей части вначале, в средние века, они были устроены без набережных. Дома уходили прямо в воду – так, как сейчас в Венеции, частично – в Лондоне, где только богатая парадная часть города имеет набережную, набережные проезды.
В Петербурге, в отличие от всех этих городов, набережные проезды идут по всем рекам. Это – десятки верст набережных. Поэтому все пристани – военные, торговые и т. д. – могли свободно размещаться на огромном пространстве.
Есть еще одна особенность Петербурга – то, что он расположен на абсолютно плоской местности. Когда я первый раз юношей приехал в Москву, меня поразило, что нужно идти то вверх, то вниз. Я не привык чувствовать под ногами почву. Для меня в Петербурге мостовые и тротуары были как бы полом, незаметным в движении. Ни вверх, ни вниз ходить не приходилось...
На Неве нет речного режима воды, нет разливов весной, осенью, вода держится всегда на одном уровне, кроме двух месяцев,.. когда могут быть нагонные волны со стороны моря... В Петербурге все основные линии горизонтальные из-за плоскости земли и из-за плоскости и постоянства уровня воды. Первый горизонт абсолютно точный – это горизонт соединения набережных с водой. Второй горизонт – это верх набережных, которые все идут на одном уровне, не поднимаясь и не опускаясь, причем довольно низко. Третья горизонтальная линия – это горизонтальная линия крыш домов, слегка неровная.
Одним словом, Петербург подчинен горизонтальным линиям. Если в нем есть вертикали, то это – перпендикуляры, возведенные к горизонтальным линиям. Это – три шпиля: Адмиралтейский, Петропавловский и Инженерного замка. Они подчеркивают горизонтальность Петербурга. Этим же объясняется и прямизна петербургских улиц, потому что в гористой, неровной местности нельзя сделать таких прямых улиц, какие существуют в Петербурге. Прямизна всей планировки связана с этим же. Это единая система Петербурга, которой не имеет ни один город».
Действительно, рельеф местности не предоставлял условий к созданию живописных, эффектных панорам. Эту роль взяли на себя архитекторы. Плоский рельеф есть и в других городах: Амстердаме, Лондоне, Стокгольме... Но ни один из этих городов не создавался по заранее задуманному плану, и их градостроительные принципы были иными, выросшими из условий существования в древности и средневековье."

Продолжение следует. Пока стащила без спросу, но, если автор позволит, будет и продолжение.

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-04-2009, 19:16 
Не в сети
Мышь года-2008
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27-11-2007, 19:16
Сообщения: 4636
Откуда: из Норы
Мадам Мышонкина писал(а):
он уникален

Вот-вот-вот. Нельзя там ничего сносить чего же делается то...

_________________
Встала сегодня пораньше, чтоб со мной побольше всякой хрени произошло.
Только не убивайте меня, если я что-то не так думаю.
Покайся и приди к Богу - Он приготовил для тебя чудесный план!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-04-2009, 21:13 
Не в сети
Забанен
Забанен
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25-09-2006, 15:32
Сообщения: 1811
Шмулович все равно сюда навряд ли придет. Разве только затем, чтобы дать ссылку на свой специально написанный для нас трактат о правильном применении юмора с целью его соответствия историко-культурной традиции, установленной Львом Толстым.

А чем фотка-то убила?

_________________
Во болото во овраг во летает тетервак!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-04-2009, 22:26 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
Объективом и ракурсом.

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-04-2009, 22:29 
Не в сети
Забанен
Забанен
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25-09-2006, 15:32
Сообщения: 1811
Не убиваться же из-за каждой увиденной неудачной фотки...

_________________
Во болото во овраг во летает тетервак!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-04-2009, 22:36 
Не в сети
Почетный Папарацций
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-09-2006, 01:47
Сообщения: 3394
А что там не так? Изображение

_________________
Ветеран броуновского движения
Моя текущая погода

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-04-2009, 23:43 
Не в сети
Заморыш

Зарегистрирован: 09-04-2009, 18:33
Сообщения: 664
Очень хотел бы промолчать - но нету же сил...
Или просто я сам очень люблю Питер?
Я его, действительно, очень и очень люблю...
Цитата:
Проблема отношения к архитектурным комплексам старых городов гораздо старше любого из живущих ныне людей. На моей же памяти, в частности, никогда не умолкали споры о том, что можно и нельзя сносить и строить в исторической части Петербурга

Позволю себе тихонько заметить, что здесь нет никакой проблемы. Ни с какой точки зрения.
Вернее, есть одна - из которой вытекают и высасываются из пальца все прочие...
Просто надо уметь строить новое лучше, чем старое. Вот и все.
Не буду долго рассуждать, а порекомендую всем желающим поинтересоваться, сколько раз за всю историю существования любого известного, например, немецкого города его т. н. "исторические части" сносились "под абсолютный ноль". Уверяю - будете глубоко удивлены!
Любым образом - подчеркну: любым - "защищать" или "охранять" т. н. "архитектурное наследие" - нелепо.
Ибо - прежде, чем начать громогласно возмущаться сказанным - давайте вместе признАем: мы так любим старое только потому, что новое - как минимум, уродливей.
И ничего более под упомянутыми лозунгами не скрывается и скрываться не может.
Место истории - в истории.
Место архитектуры сегодняшнего дня - в сегодняшнем дне.
Беда просто в том, что в России никто и никогда не признАет того очевидного факта, что построить лучшее, более радующее глаз и душу человека - не можем.
Не могЁм. Не мОгем. И всё тут...
Изображение

_________________
"По ветвям! К бананам! Где успех!
И престиж! Еще один прыжок!
Сотни обезьян стремятся вверх,
и ужасен вид их голых ...оп."
Игорь Губерман

"Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского Флота!"
Уинстон Черчилль


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 10:18 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
"Просто надо уметь строить новое лучше, чем старое. Вот и все. "
Гиниально!
И на хрен пирамиды.
Тоже мне, архитектура.
Надо было ещё грекам их снести, к едрене фене, и какоё-нибудь храм забабахать. Уж они-то строить были мастера!

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 10:24 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
Изображение


Петербург: последний рубеж (продолжение 1)
Аркадий Шмуйлович 17 января 2009 в 0:04
Итак, город был замыслен и развивался как определённое организованное пространство, где, учитывая рельеф местности, огромную роль играли горизонтальные панорамы. При этом с самого начала учитывалось всё, что было связано с расположением Петербурга на воде – от военных и торговых до эстетических особенностей. А вода в городе – это не только Нева и множество малых рек. Это ещё и море, выход города к которому планировал Пётр, и им же планировавшиеся многочисленные каналы. К сожалению, грандиозный план прорезки каналами всего Васильевского о-ва не был осуществлён, но те искусственные водные пути, что были всё же созданы, значительно влияют на облик города.
Контроль за принципами застройки изначально был централизован, этим занималось специально созданное государственное учреждение – Канцелярия городовых дел, с 1723 г. называвшаяся Канцелярией от строений. Сколько ни приписывай создание этого важнейшего городского органа власти стремлению самодержца к регулированию всего и вся, глупо было бы отрицать очевидное: деятельность Канцелярии отразила ясную тенденцию в развитии новой столицы России как единого организма, воплотившего в себе перемены в стране, экономические потребности, политику, традиции сочетания европейской и старой русской культур, стремление к выражению всего передового в градостроительном искусстве того времени в символическом образе города. В разное время канцелярией руководили выдающиеся архитекторы Д. Трезини, А. В. Квасов, И. Е. Старов, Ю. М. Фельтен и др. В "живописной команде" Канцелярии служили лучшие художники, включая Л. Каравакка, А. Матвеева, А. Алексеева.
Понимание особенностей архитектурного лица города обусловило и отношение к высотному строительству. Знаменитый указ о запрете строить выше карниза Зимнего дворца был вызван вовсе не желанием возвеличить царей (тогда величие царской власти как таковой и сомнениям-то не подвергалось). К тому времени просвещённые ценители гармонии уже оценили величие складывавшегося городского ансамбля и старались влиять на мнение властей ради его сохранения. Выборный орган власти Городская дума (создана в 1786 г.) всегда уделяла самое пристальное внимание этому вопросу. Многие деятели культуры, отнюдь не склонные к поддержке самодержавной власти, жёсткой централизации жизни и т. п., в этом вопросе были однозначно за запрет. При этом он не касался строительства храмов, а позже и некоторых общественных зданий. Но каждый раз при их планировании стремились к сохранению ансамблевого принципа петербургской застройки. Купола и колокольни дополняли гармоничную третью линию в горизонтальной панораме и всегда играли роль доминантных и панорамообразующих факторов. Проще говоря, каждый купол, каждый шпиль, каждый шатёр крыши играли роль «стяжек» в формировании вида огромных городских пространств. И это неизбежно для любого высокого архитектурного сооружения. Поэтому и относились к строительству таких зданий с предельной придирчивостью. Поэтому и представления о том, что можно отдельно рассматривать высокие здания, и отдельно – город с его панорамами, просто неверно.
В 18-м столетии пышный и просторный парадный центр города окружали богатые городские усадьбы с садами и кварталы ближайших окраин с часто разномастными и по стилю, и по качеству домами. Но уже к началу 19-го в. столица России приобретала свой знаменитый «строгий, стройный вид», воспетый Пушкиным. Именно в пушкинское время и ближайшие после него годы петербургский ансамбль расцвёл во всех своих красоте и величии. Я уже сказал о роли К. И. Росси как градостроителя. Он иногда безжалостно ломал здания, нарушавшие, по его представлениям, цельность ансамбля центра: закрывавшие важные перспективные виды, вносившие дисгармонию в облик площадей, панорам. Безусловно, при этом придворный архитектор ориентировался не только на собственный вкус, но и на указания заказчика, на политические и экономические потребности города и власти. В то время заказчиком при застройке центра часто являлись сама всласть или люди, напрямую учитывавшие её мнение. К счастью, архитектурная мода того времени и уровень представлений о качестве парадной архитектуры самой власти в лице, прежде всего, императора Николая Первого смогли позволить лучшим архитекторам осуществить очень многие из их замыслов. Это не значит, что развитие осмысленных и прочувствованных талантливыми градостроителями принципов развития города было тогда ровным и беспрепятственным. Такие гении, как Росси и Воронихин вынуждены были идти на тяжёлые и опасные конфликты, доказывая своё право на собственный, во многом новый взгляд на архитектуру и строительные технологии. К чести тогдашней власти, она, очень часто бывшая несправедливой во многом, сумела преодолеть собственные сословные и иные предрассудки и отозваться на требования подобных людей.
Примеров сознательного отношения больших мастеров к сохранению петербургского ансамбля в 18-м – первой пол. 19-го вв. множество. Даже двух-трёх хрестоматийно известных таких примеров хватило бы для превращения центра любого города в выдающийся образец ансамбля.
Согласно сознательно разработанному плану города, башня Адмиралтейства связала три главных проспекта, став завершением их перспектив. Тем самым сразу было определено подчинение городского облика определённым законам гармонии. На стрелке Васильевского о-ва в результате грандиозных земляных работ был создан новый облик полуострова в самом важном для формирования вида парадного центра месте, где широкая водная гладь позволяла обозреть такое пространство, которого просто не было в истории равнинных городов мира. Если бы даже в Петербурге не было сделано больше ничего, что связано с понятием «ансамбль», город уже вошёл бы в число великих градостроительных центров. Но здесь эти примеры стоят в ряду множества других, вполне с ними сравнимых. Это и явно формирующие большие перспективы (т. е. перспективные виды в конце протяжённых улиц) работы Чевакинского и Растрелли, и учёт теми же мастерами влияния речных волн и отражений при создании дворцов и храмов, и умелый выбор расположения и рисунков фасадов Валлен-Деламотом и А. Брюлловым, и формирование городских комплексов Стасовым, и грандиозные воплощённые в жизнь планы Росси. Последний определил облик целых городских пространств, создав или кардинально переделав не только планы ряда главных площадей, но и связав их в единое архитектурно-художественное целое.
Целые книги написаны о создании А. Н. Воронихиным Казанского собора. К сожалению, понимание сути этого проекта и его воплощения в жизнь остаются уделом специалистов и любителей архитектуры. Между тем, понять это стоило бы каждому, кто хоть сколько-нибудь задумывался о смысле таких понятий, как «вкус», «город», «гармония», «уважение к труду предшественников»... Задержусь на этом примере, считая его очень показательным для осмысления понятия «ансамбль».
До сих пор постоянно приходится сталкиваться с суждениями о постройке в Петербурге некой копии собора Св. Петра в Риме по заданию царя. Между тем, каким бы ни было задание, творение Воронихина не только развило представления о работе по заданному образцу, но и стало гениальным примером формирования городского ансамбля. Великий римский собор огромен. Колоннады, обрамляя обширное пространство перед ним, прямо не связаны с собором и участвуют в создании прекрасной площади. Здесь – величественный ансамбль площади с господствующим над ней собором.
Не так у Воронихина. Колоннады Казанского собора составляют с ним одно целое и сразу задают ощущение, что здесь построен не только храм, но – некая часть большого комплекса. Они кажутся не только огромными по сравнению с основным объёмом здания, но и вписывают весь комплекс собора в городское пространство. В то время здания, расположенные по все стороны от строившегося собора, были сравнительно невысоки и оформлены в достаточно строгих формах. Это позволило соединить их зрительно в едином образе с доминирующим на всём пространстве собором. Площадь перед собором сливалась с широким проспектом, здания которого становились частью и площади, и Невского проспекта. Ради претворения в жизнь этого замысла, превращавшего боковой фасад собора в более эффектный, чем тот, что по требованиям церковных правил считался главным, Воронихину пришлось пойти на один из нескольких связанных с созданием собора конфликтов с церковным и даже государственным руководством. И он отстоял своё мнение! Если бы замысел зодчего был выполнен до конца, и с противоположной от Невского стороны построили такую же колоннаду, соединив углы всего огромного комплекса, мы имели бы в Петербурге ни с чем не сравнимое городское пространство, объединявшее две площади, проспект, улицы по обратную от него сторону, канал, и зелень большого сада с одной из лучших решёток в мире работы самого Воронихина. К сожалению, замысел не был воплощён полностью. К сожалению, построенное позже здание комп. Зингер (Дом книги) сильно исказило зрительную связь Казанской пл. и Невского пр. К сожалению, здание, построенное по обратную от Невского сторону, сыграло такую же негативную роль. И всё же ещё и сегодня мы, глядя на Казанский собор, можем видеть не одно здание с колоннадой, а оформленную часть города, органически связанную с соседними его частями.
Именно такое отношение к Петербургу было характерным для лучшмх его зодчих, и гениальная работа Воронихина – лишь один из лучших тому примеров. О подобных грандиозных комплексах, соединявших выдающиеся здания в органическом единстве с окружающими их площадями, улицами, наконец, водной гладью, можно было бы подробно и долго говорить на примерах и Зимнего дворца, и биржи Тома де Томона, и Конюшенной площади Стасова, и всего ансамбля Марсова поля, и практически всех работ Росси. А каскад больших площадей, явно соединённых общностью художественных образов: Дворцовой, Исаакиевской, Сенатской, которые, в конечном итоге, органично объединяют своё и без того уже огромное пространство с простором Невы и набережных, делает парадный центр Петербурга просто уникальным среди славящихся красотой архитектуры городов.
Но и в камерных уголках города, на уровне облика отдельных улиц и кварталов можно проследить следование тому же принципу ансамблевости. Ему способствовали и тактично сочетавшиеся с более старыми постройками поздние здания, и стремление в эффектному оформлению изгибов многочисленных рек и каналов, и приблизительно равная высота зданий, и талантливо выбранные места для установки городских монументов. Огромную роль в этом смысле играли и играют малые перспективы, т. е. виды на определённые постройки, расположенные на улицах, отходящих от главных. Расположение этих зданий или их элементов выбиралось сознательно с целью создания образа, соединяющего облик больших и малых улиц в гармоническом единстве (например, вид с Невского пр. на здание манежа Росси или виды на углы зданий с башенками со стороны главных улиц).
Часто облик ансамбля приобретали целые улицы и площади, где заказчики и архитекторы тактично относились к работе своих предшественников, учитывая особенности построенных ими зданий. В одной заметке невозможно перечислить даже самые яркие подобные примеры, но любой, кто захочет узнать об этом больше, найдёт их очень много в литературе о городе и его зодчих.
Таких камерных ансамблей в разных архитектурных стилях немало и в других знаменитых городах. По их количеству, а иногда и по качеству (если сравнивать комплексы периода эклектики и модерна) Париж, Прага, Рим, Будапешт, Барселона, Лондон и, вероятно, некоторые другие города обогнали Петербург. Но, повторю, в многоборье – в сочетании таких ансамблей с грандиозным ансамблевым обликом парадного центра в целом – Петербург уникален.

Любое нарушение принципа единства образа в ансамблевом городе бросается в глаза каждому, кто вообще обращает внимание на облик города. Убрать одно здание часто означает исказить образ площади, улицы. Уничтоженное здание, а иногда даже только его деталь в перспективе улицы, очень часто полностью разрушает этот образ. Построенное не на месте здание разрушает его почти всегда. К сожалению, большинство людей не замечают или не считают чем-то очень важным такие нарушения, пока они не касаются наиболее значительных в их понимании мест. А наиболее значительным большинство в данном случае считает наиболее знаменитое, часто упоминаемое, показываемое и т. д. Трудно доказывать важность сохранения ансамбля тем, кто его не видит. Тем не менее, какие-то явные примеры обычно понятны и таким людям. Представим, что в Петербурге разрушили башню Адмиралтейства. Что станет с Невским проспектом? А если на месте разрушенной башни возвести такой же высоты стеклянно-бетонный параллелепипед, украшенный надстройкой, которые так любимы сегодня создателями растущих, как грибы новых зданий? Невский со времён изменений середины-конца 19-го в. вовсе не является улицей, сплошь застроенной великолепными постройками. Их – почти всех строгих и прекрасных – осталось сравнительно немного. И особая художественно-градостроительная роль проспекта определяется сочетанием лучших построек с прямизной, шириной улицы и её устремлением к высящейся в перспективе башне со шпилем.
Постройте в центре Дворцовой площади вместо всем известной колонны здание – что станет с площадью?
Так и слышу: «Чушь! Абсурд! Этого никто не делал и делать не собирается!» Так вот, это делали. С противоположной стороны здания морской торговой биржи на стрелке Васильевского о-ва находилась одна из лучших площадей мира. Задний фасад биржи (он украшен не хуже главного), главный фасад здания Двенадцати коллегий (университет), обрамляющие пространство скромные, но талантливые дома, создатели которых прекрасно понимали доминирующую роль величественного фасада биржи, делали обширное пространство между ними прекрасной площадью. Сохранись здесь канал с ажурными мостиками перед зданием Двенадцати коллегий, возвышайся в центре триумфальная колонна, спроектированная выдающимися мастерами времени Петра Первого Нартовым и Карло Растрелли (готовая уменьшенная копия – в Эрмитаже), мало с чем в мире была бы сравнима эта площадь. Увы, канал не сохранился, колонну не поставили. Но площадь всё же была, пока её не убили, построив в нач. 20-го в. прямо в центре большое здание клиники. Возникшее здесь позже чужеродное для этого места здание Библиотеки АН и сегодняшняя автостоянка довершили уничтожение последних намёков на имевшийся здесь выдающийся ансамбль (сразу хотел бы добавить, что мне не хочется тратить время и место для убеждений в том, что я не враг ни специалистам знаменитой клиники им. Д. О. Отта, ни глубоко мною уважаемым работникам не менее знаменитой библиотеки).
Это один из самых явных, но вовсе не единственный пример уничтожения различных петербургских ансамблей. Когда чужеродные по стилю здания строились на Неве и других реках города, они искажали целые огромные панорамы. Примеров и здесь, к сожалению, много. Достаточно упомянуть гостиницу «Ленинград» (ныне «Санкт-Петербург») и то здание, которое жители города сразу окрестили Большим домом (в нём размещались и размещаются различные городские управления и отделы ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ, МВД).

Увы, ещё задолго до нашего времени уникальный масштабом воплощения ансамблевый организм города подвергался критике, атакам и просто мощным практическим искажениям. По меньшей мере, в течение двух периодов своей истории до начала нашего века он понёс большие потери.
Начиная с сер. 19-но в., на арену российской экономической и общественной жизни всё более уверенно выходил новый слой собственников, а значит, и заказчиков строительства зданий – купечество, предприниматели. Одновременно с этим менялась и мировая мода в архитектуре – началась эпоха эклектики. Смешение стилей, многовариантность декора таили в себе опасность умножения безвкусицы в угоду представлениям о красоте и богатстве недостаточно культурных людей с большими деньгами. Часто так и происходило. Стремясь иметь жилые дома и конторы в престижном центре и при этом желая, чтобы их здания выглядели покрупнее, повыше, побогаче других, новые заказчики способствовали искажению многих ансамблей. Изменился строгий и одновременно блестящий облик Невского, на нём выросли многочисленные конторы, торговые дома, банки с зачастую излишним и дробным декором. Часто они были слишком высокими, что лишило доменантного значения расположенные рядом дворцы, созданные великими зодчими. В погоне за торговыми площадями закрывались кирпичом и стеклянными витринами многочисленные аркады, по которым можно было пройти и по всему проспекту, и по некоторым другим улицам. Вновь построенные пышные дома исказили ансамбли площадей и улиц.

Изображение

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 10:35 
Не в сети
Спецагент

Зарегистрирован: 24-05-2008, 16:42
Сообщения: 251
ДА, ну и панорамка...
Ужас.
Мадама одна, отнюдь не Мышонкина, совсем озверела. Себя продала с потрохами - понятно. Ее личное дело, кому и за сколько себя продавать.
Но вот так лихо, невзирая на протесты самих горожан, поганить город?
Очень я плохо отношусь к этой мадаме. Тварь продажная. Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 10:56 
Не в сети
Заслуженный художник, писатель и путешественник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-09-2006, 15:39
Сообщения: 10896
Откуда: взять мильён?
Мадам Мышонкина писал(а):
Знаменитый указ о запрете строить выше карниза Зимнего дворца был вызван вовсе не желанием возвеличить царей (тогда величие царской власти как таковой и сомнениям-то не подвергалось). К тому времени просвещённые ценители гармонии уже оценили величие складывавшегося городского ансамбля и старались влиять на мнение властей ради его сохранения.

Не верю. Документы в студию. Скорее всего, в лучшем случае, главным архитектором был какой-то толковый мужик с большим влиянием.

Мадам Мышонкина писал(а):
Трудно доказывать важность сохранения ансамбля тем, кто его не видит.

Для этого и выбирают знающих людей. И делают макеты.

Мадам Мышонкина писал(а):
Вновь построенные пышные дома исказили ансамбли площадей и улиц.

Для этого должна быть комиссия, в которой должны утверждаться фасады.

Вообще-то по мне так у Питера совсем другая проблема. Она в том, что, построенный однажды по приказу одного человека, спроектированный в одно время, его центр, как театральная декорация, так и остался с тех пор висеть этой самой декорацией (хорошо висит!). И никому никакого дела до этой декорации нет уже как пару сотен лет. Так этот ансамбль и разрушается потихоньку... и сейчас уже проблема в головах. Потому как если все умные столицы страются сохранить, отреставрировать и продать свои культурные ресурсы туристам, у нас до сих пор у власти временщики. Им до ансамблей и красот дела нет.

Мадам Мышонкина писал(а):
Смешение стилей, многовариантность декора таили в себе опасность умножения безвкусицы в угоду представлениям о красоте и богатстве недостаточно культурных людей с большими деньгами. Часто так и происходило. Стремясь иметь жилые дома и конторы в престижном центре и при этом желая, чтобы их здания выглядели покрупнее, повыше, побогаче других, новые заказчики способствовали искажению многих ансамблей.

Это про набережную Большого Канала в Венеции? Изображение Ничего, потом придет Наполеон и все лишнее обдерет...

_________________
И он так заплакал, что чуть не упал с лошади.
А еще я сильно люблю пауков))
Нет беды тяжелее незнания удовлетворения. (Лао Цзы)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 11:51 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
Вот сейчас сижу дома, приболемши.
По каналу СТО как раз об этом говорят. Юрий Борисович Мамин хорошо сказал, да и остальные тоже.

А про то, что архитекторы на царей влияли - да хоть Бенуа тот же, отстоявший панораму в своём проекте Дворцовых конюшен.

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 12:08 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
Вот, нашла эту передачу на сайте канала.
http://www.tv100.ru/video/view/7924/

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 12:22 
Не в сети
Заморыш

Зарегистрирован: 09-04-2009, 18:33
Сообщения: 664
Высказанные во второй части статьи мысли настолько важны, что опровергать их простой логикой - наверное, не совсем правильно.
Тем не менее...
Цитата:
представления о том, что можно отдельно рассматривать высокие здания, и отдельно – город с его панорамами, просто неверно.

Это не просто верно, это - единственно верно! Никаким другим способом не сохранить того, что надо сохранять!
Иначе - никогда не будет дан удовлетворительный ответ на простейший вопрос: а жить, пардон, людям - как и где?
Пирамиды - в пустыне! Сохраняй не хочу!
С греческими храмами - та же ситуация: они что, посреди мегаполиса сейчас возвышаются?
Точка зрения господина Шмуйловича не нова. Подобные взгляды исповедовались, например, еще Виктором Гюго.
С таковыми может лично ознакомиться каждый желающий, перечитав "Собор Парижской богоматери".
К сожалению, под влиянием чар обаяния знаменитого писатела "за кадром" остались многие интимные подробности интриги "Париж - архитектурное наследие - Виктор Гюго - что делать и кто виноват?"
Например, тот факт, что глыба французской беллетристики вел в прессе и кулуарах широчайшую и крикливую компанию за переименование города Парижа.
В город Гюго, прости Господи...
Крики эти занимали умы современников весьма долго. Для нас важно то, что в этих криках почти утонуло имя и достижения человека, который десятилетиями спасал Францию (и не только!) от разгульных плодов псевдоинтеллигентского маразма.
Звали его Эжен-Эммануэль Виолле-ле-Дюк.
Если кому-то здесь будет это интересно - с удовольствием расскажу подробнее.
Пока лишь отмечу, что "ратовать за сохранение", не озадачиваясь никакими иными вопросами - в среде русскоязычной интеллигенции принято исстари. Каковой стиль речей является одним из идентификационных признаков этой полезной социальной прослойки.
Забавно, в связи с этим, подпирание личных мыслей автора статьи словами академика Лихачева. Например, такими:
Цитата:
"...Одним словом, Петербург подчинен горизонтальным линиям. Если в нем есть вертикали, то это – перпендикуляры, возведенные к горизонтальным линиям. Это – три шпиля: Адмиралтейский, Петропавловский и Инженерного замка. Они подчеркивают горизонтальность Петербурга. Этим же объясняется и прямизна петербургских улиц, потому что в гористой, неровной местности нельзя сделать таких прямых улиц, какие существуют в Петербурге. Прямизна всей планировки связана с этим же. Это единая система Петербурга, которой не имеет ни один город».
Действительно, рельеф местности не предоставлял условий к созданию живописных, эффектных панорам. Эту роль взяли на себя архитекторы. Плоский рельеф есть и в других городах: Амстердаме, Лондоне, Стокгольме... Но ни один из этих городов не создавался по заранее задуманному плану, и их градостроительные принципы были иными, выросшими из условий существования в древности и средневековье."

Не нужно быть любителем архитектуры, ее историком или архитектором. Не надо даже жить или бывать в Питере. Достаточно взять любой - что старый, что новый - план Северной Столицы, посмотреть на него в течение минуты и убедиться самому, что академик, как принято говорить, "ляпнул, хорошенько не подумав".
И что процитированное - набор слов, не более.
И что все без единого исключения соображения и призывы, озвученные автором обсуждаемой статьи, не имеют ни малейшего практического значения даже на бумаге, а при попытке реализовать таковые - мгновенно приведут к тяжелейшему кризису и в плане архитектуры ( и старой, и новой), и в плане течения и развития городской жизни прекрасного города.

_________________
"По ветвям! К бананам! Где успех!
И престиж! Еще один прыжок!
Сотни обезьян стремятся вверх,
и ужасен вид их голых ...оп."
Игорь Губерман

"Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского Флота!"
Уинстон Черчилль


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 12:29 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
О как!
А я, в Питере живучи, почему-то склонна всё же больше академику верить...
Капитан, ну хоть мой родной город не трогайте, ладно? Не позорьтесь хоть тут-то.
Я на Малой Морской родилась, на 9 Рождественской выросла, Летний сад - мой огород.
Ну всяко я о Питере поболе знаю и душу его точнее чувствую. А если Вам хочется просто оспорить мои или аркадиевы утверждения - то Вы с Лен об этом поговорите, ладно? Она наверняка с Вами согласится.

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 13:05 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
Изображение

Дача Гаусвальд (арх. Чагин и Шене) 1898 г. — особняк на Каменном острове памятник архитектуры. Здание в стиле модерн Евгении Карловны Гаусвальд. . Решением совета по СОХРАНЕНИЮ культурного наследия дача Гаусвальд будет СНЕСЕНА.

А вот что сотворили на улице Восстания. Там снесли ЦЕЛЫЙ КВАРТАЛ.
Были чудесные дома, проходные дворы, медные ручки и шпингалеты, голландские печи... НИЧЕГО больше нет.

Изображение

Изображение

Изображение

Ломать - не строить!
А если строить - то вот так:

Изображение

Изображение Изображение Изображение

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 13:05 
Не в сети
Заморыш

Зарегистрирован: 09-04-2009, 18:33
Сообщения: 664
Мадам Мышонкина, я в восторге от Вашего родного города!
Как и Лен, кстати!
О чем прямо и написал!
Али не прочли? Изображение
И давайте, как говорится, не будем!
Да, глупости творятся аховые!
Да, скандинавский модерн - жалко. Очень. Лично мне.
Но причины творящихся варварств и зверств - надо знать и понимать.
Таковые - только в том, что в России, на сегодняшний момент, нет архитектурной школы, каковая была бы способна хоть на бумаге измыслить что-то, могущее быть лучшим и более гармоничным, чем то, что уже есть и разрушается.

_________________
"По ветвям! К бананам! Где успех!
И престиж! Еще один прыжок!
Сотни обезьян стремятся вверх,
и ужасен вид их голых ...оп."
Игорь Губерман

"Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского Флота!"
Уинстон Черчилль


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 13:13 
Не в сети
Главный мышиный менеджер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19-10-2007, 11:11
Сообщения: 4285
Откуда: Со Жмэринки
Ну ладно, так и быть - Изображение .
Просто Лихачёв и в самом деле прав. Горизонтальный наш город, панорамный. В этом его своеобразие.
Поэтому все так бьются за высотный регламент и выступают против кукурузины Газпрома.

_________________
Изображение
- Здравствуйте, моя фамилия Рабинович! Вам нужны такие специалисты?

http://argamak-ksk.ru/index.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 13:20 
Не в сети
Заморыш

Зарегистрирован: 09-04-2009, 18:33
Сообщения: 664
Мадам Мышонкина, раз "так и быть", так я Вас тоже порадую!
Например, вот этим:
http://www.icif.ru/about.htm
На мой взгляд - любителя архитектуры с высшим историческим образованием и этнографической специализацией - человек, про которого сайт, показывает на словах и в рисунках, как именно надо сочетать понимание современных проблем с любовью к старине, а профессионализм в своем деле увязывать с потребностями жителей.

_________________
"По ветвям! К бананам! Где успех!
И престиж! Еще один прыжок!
Сотни обезьян стремятся вверх,
и ужасен вид их голых ...оп."
Игорь Губерман

"Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского Флота!"
Уинстон Черчилль


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14-04-2009, 13:24 
Не в сети
Заморыш

Зарегистрирован: 09-04-2009, 18:33
Сообщения: 664
А вот еще: ЖЖ моего бывшего однокурсника. Например, это - там масса сылок, не пожалейте времени!
http://pulman.livejournal.com/tag/%D0%A ... 0%B2%D0%B0

_________________
"По ветвям! К бананам! Где успех!
И престиж! Еще один прыжок!
Сотни обезьян стремятся вверх,
и ужасен вид их голых ...оп."
Игорь Губерман

"Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского Флота!"
Уинстон Черчилль


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB